Краткий FAQ по автомобильному газобаллонному оборудованию на автомобили ОДА ИЖ-2126.

Все права на помещенные в данном документе фотографии и отчеты принадлежат их авторам. Особая благодарность AlexD Penza за предоставленную возможность размещения фотоматериалов и ссылок на них.

Подробную информацию заинтересовавшиеся могут найти ниже по ссылкам, а сейчас кратко про ГБО - зачем его ставить, стоит ли, как, какое, где, почем... Рассматривается ГБО, работающее на сжиженном нефтяном газе (пропан-бутан).

Зачем:

  • экономически выгоднее, экологически чище.
  • Еще плюс: бензиновая система никуда не девается, так что автономный пробег без заправок примерно удваивается (около 1000 км по трассе).
  • Ресурс двигателя в общем случае не снижается. По идее должен даже увеличиваться, т.к. газ не смывает масляную пленку с цилиндров.
  • ....

    Стоит ли:

  • Стоит, если машина планируется надолго, если нет страха перед газом (как правило, необоснованного), если хочется более чистого выхлопа и экономии денег.
  • Стоит, если годовой пробег больше 20 000 км - примерный срок окупаемости итальянского ГБО с вакуумным редуктором и отечественным баллоном. Отечественное ГБО окупается примерно за 12-15 тыс. км.
  • Если в окрестностях есть газовые заправки.

    Безопасность: Обычные правила ТБ и ПБ. Бензин в каком-то смысле даже опаснее, т.к. вероятность возгорания у него больше, особенно при аварии. Баллон - вещь прочная, в отличие от бензобака, и надо очень постараться, чтобы его повредить.

    Как установить:

  • самостоятельно. Дешевле.
  • в центре установки ГБО. Проще.

    Какое:

  • отечественное (Новогрудка, САГА, ГИГ,...) Дешевле, но надо быть готовым к ручной доводке напильником и регулярной обслуге.
  • импортное (Италия - Ловато, Марини, ... ) Дороже, но стабильнее и надежнее.

    Про типы редукторов, характеристики, прочие особенности - см. ссылки внизу. Как правило, установка редукторов, клапанов и др. вопросов не вызывает, так что, пожалуй, единственный "персональный" момент в системе - баллон и его расположение/крепление. Существует 2 типа баллонов - цилиндрические (стандартные) и тороидальные. Первые проще и дешевле, большое разнообразие размеров, емкостей, пропорций и т.д., вторые дороже, ориентированы на установку в нишу запаски.

    Вариант 1 - тор вместо запаски, соответственно, запаска в багажнике. Плюсы - баллон снаружи, наиболее элегантное (на первый взгляд) решение. Минусы: торы дорогие, проблемы с обслуживанием (до мультиклапана трудно добраться), запаска валяется в багажнике (место все равно съедается).

    http://www.alexdcar.narod.ru/2126/foto/gbo/tor/bal_31.jpg - объем 57 л. Обычно объем тора 36-45 л.

    Вариант 2 - стандартный баллон (50-60 л) вдоль задней спинки сиденья в салоне. Минусы - машина практически лишается багажника и возможности перевозить длинномеры, плюсов практически нет (кроме того, что самый дешевый вариант).

    Вариант 3 - укороченный баллон (на фото- 51 л) слева или справа в багажнике вдоль крыла. Плюсы - запаска на своем месте (нет грязи в багажнике), при установке слева (по ходу) сохраняется возможность перевозки длинномеров при сложенной спинке заднего сиденья, слева от баллона получается удобный отсек для всякого рода мелочевки. Минусы: баллон в салоне (неочевидный - вполне нормально, запаха газа нет), полбагажника съедено (хотя запаска в багажнике, на мой взгляд, еще менее привлекательна), примерно на 20 у.е. дороже варианта 2.

    http://femalecat.narod.ru/ij/image007.jpg

    Вариант 4 - стандартный или укороченный баллон, подвешенный вместо запаски. Слегка экстремальный вариант, сочетающий в себе преимущества варианта 1 и дешевизну варианта 3. На мой взгляд, подходит для "приподнятых" машин типа 4х4, иначе баллон пугающе низко над дорогой находится.

    http://www.alexdcar.narod.ru/2126/gbo_inkog.htm - обычный баллон

    http://www.alexdcar.narod.ru/2126/gen_gbo.htm - укороченный баллон

    Заправочное устройство (ВЗУ) лучше выносить на бампер, т.к. в моем варианте (см. фото) для заправки приходится каждый раз открывать багажник. Пожалуй, единственный плюс такого решения - ВЗУ всегда чистое.

    Конструкция: Большинство заправок у нас оборудованы под конструкцию в виде буквы "Т". Как правило, на все машины ставят компактное итальянское ВЗУ под соответствующие пистолеты, и доукомплектовывают переходником, который ввинчивается в резьбу. Из заправок, где не нужен переходник, могу назвать новую заправку в Москве на Волоколамке (перекресток с ул. Курчатова в кармане, направление в область).

    Ссылки:

  • http://www.alexdcar.narod.ru/faq/faq_gbo.htm - очень подробный FAQ от AlexD Penza - лучший из мною виденных.
  • http://femalecat.narod.ru/ij/gbo_oda.html - мой отчет об установке ГБО (с фото)
  • http://izh.2126.ru/forum/viewthread.php?tid=295 - отчет Paramedic, на который я ориентировался
  • http://www.alexdcar.narod.ru/2126/my_gbo.htm - отчет (тороидальный баллон)
  • http://blackandw.chat.ru/gaz/ - список газовых заправок и информация по ГБО
  • http://www.travel.auto.ru/gaz.html - подробный ресурс по ГБО, включая информацию по Европе

    (C) 2004 SIM-2126 mailto:yurya@mail.ru

    Хостинг от uCoz