Краткий FAQ по автомобильному газобаллонному оборудованию на автомобили ОДА ИЖ-2126.
Все права на помещенные в данном документе фотографии и отчеты принадлежат их авторам.
Особая благодарность AlexD Penza за предоставленную возможность размещения фотоматериалов и ссылок на них.
Подробную информацию заинтересовавшиеся могут найти ниже по ссылкам, а сейчас
кратко про ГБО - зачем его ставить, стоит ли, как, какое, где, почем...
Рассматривается ГБО, работающее на сжиженном нефтяном газе (пропан-бутан).
Зачем:
экономически выгоднее, экологически чище.
Еще плюс: бензиновая система никуда не девается, так что автономный пробег без
заправок примерно удваивается (около 1000 км по трассе).
Ресурс двигателя в общем случае не снижается. По идее должен даже увеличиваться,
т.к. газ не смывает масляную пленку с цилиндров.
....
Стоит ли:
Стоит, если машина планируется надолго, если нет страха перед газом (как правило,
необоснованного), если хочется более чистого выхлопа и экономии денег.
Стоит, если годовой пробег больше 20 000 км - примерный срок окупаемости
итальянского ГБО с вакуумным редуктором и отечественным баллоном. Отечественное ГБО
окупается примерно за 12-15 тыс. км.
Если в окрестностях есть газовые заправки.
Безопасность:
Обычные правила ТБ и ПБ. Бензин в каком-то смысле даже опаснее, т.к. вероятность
возгорания у него больше, особенно при аварии. Баллон - вещь прочная, в отличие от бензобака,
и надо очень постараться, чтобы его повредить.
Как установить:
самостоятельно. Дешевле.
в центре установки ГБО. Проще.
Какое:
отечественное (Новогрудка, САГА, ГИГ,...)
Дешевле, но надо быть готовым к ручной доводке напильником и регулярной обслуге.
импортное (Италия - Ловато, Марини, ... )
Дороже, но стабильнее и надежнее.
Про типы редукторов, характеристики, прочие особенности - см. ссылки внизу.
Как правило, установка редукторов, клапанов и др. вопросов не вызывает, так что,
пожалуй, единственный "персональный" момент в системе - баллон и его расположение/крепление.
Существует 2 типа баллонов - цилиндрические (стандартные) и тороидальные.
Первые проще и дешевле, большое разнообразие размеров, емкостей, пропорций
и т.д., вторые дороже, ориентированы на установку в нишу запаски.
Вариант 1 - тор вместо запаски, соответственно, запаска в багажнике.
Плюсы - баллон снаружи, наиболее элегантное (на первый взгляд) решение.
Минусы: торы дорогие, проблемы с обслуживанием (до мультиклапана трудно
добраться), запаска валяется в багажнике (место все равно съедается).
http://www.alexdcar.narod.ru/2126/foto/gbo/tor/bal_31.jpg - объем 57 л.
Обычно объем тора 36-45 л.
Вариант 2 - стандартный баллон (50-60 л) вдоль задней спинки сиденья в салоне.
Минусы - машина практически лишается багажника и возможности перевозить
длинномеры, плюсов практически нет (кроме того, что самый дешевый вариант).
Вариант 3 - укороченный баллон (на фото- 51 л) слева или справа в багажнике вдоль крыла.
Плюсы - запаска на своем месте (нет грязи в багажнике), при установке слева
(по ходу) сохраняется возможность перевозки длинномеров при сложенной спинке
заднего сиденья, слева от баллона получается удобный отсек для всякого рода
мелочевки.
Минусы: баллон в салоне (неочевидный - вполне нормально, запаха газа нет),
полбагажника съедено (хотя запаска в багажнике, на мой взгляд, еще менее
привлекательна), примерно на 20 у.е. дороже варианта 2.
http://femalecat.narod.ru/ij/image007.jpg
Вариант 4 - стандартный или укороченный баллон, подвешенный вместо запаски.
Слегка экстремальный вариант, сочетающий в себе преимущества варианта 1 и
дешевизну варианта 3. На мой взгляд, подходит для "приподнятых" машин типа 4х4,
иначе баллон пугающе низко над дорогой находится.
http://www.alexdcar.narod.ru/2126/gbo_inkog.htm - обычный баллон
http://www.alexdcar.narod.ru/2126/gen_gbo.htm - укороченный баллон
Заправочное устройство (ВЗУ) лучше выносить на бампер, т.к. в моем варианте (см. фото) для
заправки приходится каждый раз открывать багажник. Пожалуй, единственный плюс такого
решения - ВЗУ всегда чистое.
Конструкция:
Большинство заправок у нас оборудованы под конструкцию в виде буквы "Т". Как правило, на все
машины ставят компактное итальянское ВЗУ под соответствующие пистолеты, и доукомплектовывают
переходником, который ввинчивается в резьбу.
Из заправок, где не нужен переходник, могу назвать новую заправку в Москве на Волоколамке
(перекресток с ул. Курчатова в кармане, направление в область).
Ссылки:
http://www.alexdcar.narod.ru/faq/faq_gbo.htm - очень подробный FAQ от AlexD Penza - лучший
из мною виденных.
http://femalecat.narod.ru/ij/gbo_oda.html - мой отчет об установке ГБО (с фото)
http://izh.2126.ru/forum/viewthread.php?tid=295 - отчет Paramedic, на который я ориентировался
http://www.alexdcar.narod.ru/2126/my_gbo.htm - отчет (тороидальный баллон)
http://blackandw.chat.ru/gaz/ - список газовых заправок и информация по ГБО
http://www.travel.auto.ru/gaz.html - подробный ресурс по ГБО, включая информацию по Европе
(C) 2004 SIM-2126 mailto:yurya@mail.ru
|